О том, как используется в качестве напольного покрытия резина, материал вторичной переработки, вы узнаете из этой статьи. Мы расскажем о достоинствах и недостатках резинового покрытия.
В статье приведены описания двух способов нанесения — укладка и напыление, а также цены на продукцию различных производителей.
Проблема утилизации твёрдых нефтепродуктов с годами становится острее. Особенно это касается резины, из которой сделаны автомобильные покрышки. Оборот этого материала огромен — на каждый легковой автомобиль в среднем приходится по 4 отработанные шины в год, а на каждый грузовой — 6 шин. В итоге годовой отход этого материала в России — около 5 млн штук в год.
Главное достоинство резины
Несмотря на степень износа и срок эксплуатации, резина сохраняет свои уникальные свойства:
Достаточно твёрдые частицы. При перемалывании получается зерновая масса, которая служит наполнителем для растворов (в т. ч. цементного), сплавов и эпоксидных составов.
Эластичность. Переплавленная в первый раз резина на 80% сохраняет исходные свойства.
Упругость. Так же как и в исходном сырье, это качество одно из основных. Особенно важно при создании покрытия.
Прочность на разрыв. Этот показатель составляет от 160 до 200 кгс/м2.
Способность эффективно склеиваться и сплавляться. Потеря качества и прочности 10–30% после каждой переработки в зависимости от степени запекания.
Качества резины в горячем виде — основа всей переработки и производства:
При расплавлении резина обволакивает твёрдые частицы. Это позволяет создавать термопрессованные (термопечатные) изделия типа тротуарной и спортивной плитки.
Способность к вулканизации — свариванию двух плоскостей в монолит.
Далее мы рассмотрим, как используется этот арсенал свойств для создания резиновых покрытий.
Напыление резиновой крошки
Этот вид покрытия реализуется около 10 лет и, при качественном устройстве, демонстрирует превосходные эксплуатационные свойства. В результате получается герметичный ковёр, равномерно приклеенный к твёрдой плоскости. Преимущества такого покрытия:
Противоскользящая поверхность. Отличное сцепление с протектором подошвы или автомобиля за счёт зернистой структуры и свойств резины.
Долговечность. Покрытие служит весьма эффективно.
Небольшой расход. При автоматическом напылении достаточный слой покрытия — от 3 до 30 мм (в зависимости от целей).
Сплошная бесшовная структура. Позволяет покрывать и герметизировать сложные углы и примыкания без риска случайных дефектов (некачественной склейки). Это свойство особенно ценно при устройстве напыляемой кровли, как альтернативе наплавляемому слою.
К недостаткам напыления можно отнести необходимость использовать специальную машину на базе компрессора. Такой аппарат можно найти только в фирмах, которые оказывают услуги по напылению.
Для укладки беговых дорожек, спортивных площадок, производственных площадей и других целевых покрытий применяют более сложные и редкие самоходные машины. Они работают в полностью программируемом автоматическом режиме.
Напыление возможно на любую твёрдую сухую поверхность — дерево, бетон, асфальт, стяжка, рубероид, шифер. Стоимость работ по напылению рассчитывается в каждом отдельном случае и зависит от сложности, высоты, объёма работы, подготовительных работ, толщины слоя и требований к качеству. Как правило, устраивают два слоя — первый 10–12 мм укладывается вручную и состоит из смеси крошки с полиуретановым клеем и пигментным порошком. Второй слой в 3 мм напыляют при помощи машины. В среднем такая работа стоит 20–25 у. е. за 1 м2. Удобнее и дешевле заказать работу с собственным сырьём фирмы — как правило, такие организации сами перерабатывают резину и приобретают связующее (клей) оптом по минимальным ценам. К тому же технология при этом сбалансирована, а работа слажена. Цена при этом возрастёт на 5 у. е. за 1 м2.
Укладка резиновой крошки своими руками
Для бытовых целей или мест со средней и малой проходимостью вполне достаточно укладки базового слоя покрытия. Он состоит из простых и доступных компонентов, которые легко приобрести с доставкой.
Для создания нескользящего ковра понадобится материал:
Крошка резиновая переработанная.
Полиуретановое связующее (далее — клей) для бесшовных покрытий.
Растворитель.
Из инструмента потребуется пара пластиковых вёдер, ручной миксер, мерный ковш, шпатель и валик (каток) для прикатки поверхности. Температура для работы — не ниже +10 °С.
Порядок работы
1. Подготовить место укладки: зачистить ржавчину с металлических деталей, удалить масляные пятна, органику и т. д. Зашпатлевать выбоины и трещины.
2. Обеспылить и обезжирить растворителем поверхность.
3. Загрунтовать поверхность тонким слоем полиуретанового клея, вмазывая шпателем в поры.
4. При необходимости навести временные маяки.
5. Приготовить смесь в пропорции: на 7 литров крошки 1 литр клея. Тщательно перемешать смесь.
6. Укладывать смесь слоем не менее 10 мм, разравнивая шпателем.
7. Прикатать уложенную смесь валиком. Обеспечить вентиляцию помещения.
Примечание. Не стоит делать сильный нажим во время прикатки. Усилие должно быть упругим, но не вдавливающим. Сильно прикатанный ковёр будет очень плотным и жёстким, потеряет часть морозостойкости.
8. Эксплуатировать изделие можно через 12 часов.
Приготовление смеси и сам процесс укладки едва ли сложнее обычной цементной стяжки. Но общая масса покрытия меньше в 3–5 раз (вес резины против веса цемента и песка), что уменьшает трудоёмкость и транспортные расходы. К тому же эксплуатационные свойства резиново-полиуретанового ковра на открытом воздухе значительно выше, чем у цементной стяжки.
Укладка ковра из крошки своими руками — прекрасная альтернатива цементной стяжке, которая выполняет функцию базового и отделочного слоя. Антискользящие свойства делают его востребованным, а порой и незаменимым материалом. Используя материалы вторичной переработки, вы сможете не только получить желаемое качество, но и косвенно поучаствовать в утилизации промышленных отходов.